Главная - Статьи

Экономия средств компании с помощью агентирования

В статье мы разберём схему экономии средств с помощью агентов в компании. Вооружайтесь ручкой и калькулятором — давайте рассмотрим всё по порядку.

Для начала разберём три вида поручительских договоров:

  1. Договор поручения, который обычно применяется для разовых юридических операций. Поверенный в данном случае действует от имени доверителя.
  2. Договор комиссии, когда комиссионер действует от имени комитента. Применяется для реализации товара, много реже — для приобретения чего-либо в интересах принципала.
  3. Договор агентирования, «золотая середина» между первым и вторым видами. Универсальный договор, в рамках которого агент действует от своего имени за счёт принципала или от имени принципала и за его счёт.

У всех разновидностей договоров есть общий призрак, а именно: права собственности на товары, услуги и работы не переходят к поверенным, комиссионерам и агентам. Они получают только вознаграждение от того, чьё лицо представляли: принципала, доверителя или комитента.

Что это подразумевает? То, что если, к примеру, агент не имеет налогооблагаемой базы, его деятельность не влияет на НДС своего поручителя, он просто выполняет работу от лица принципала, даже если последний передаёт на реализацию агенту свою розничную сеть.

Как это можно использовать с выгодой для себя? Существуют два способа.

Способ #1, простой. Допустим, у Вас есть ООО с классической системой налогообложения. На распространение своей продукции за Ваш счёт и от Вашего имени Вы заключаете договор с агентом — к примеру, с индивидуальным предпринимателем на УСН 6%. Давайте предположим, что совершенно случайно этим агентом-ИП оказывается один из самых успешных Ваших «продажников», рекламщиков или маркетологов. Как только он переходит в статус агента, Вы перестаёте платить ему зарплату, а также страховые взносы, что, на минуточку, при ЗП в 60 000 рублей и взносах даёт экономию в 216 000 рублей ежегодно. В свою очередь, сотрудник получает прибавку за счёт того, что вместо 13% НДФЛ начинает платить налог в 6%, получая на руки ежегодно 701 727 рублей вместо 626 400 рублей в качестве работника.

Таким образом, за год Вы экономите 291 327 рублей на сотруднике, который перешёл в статус агента. Кроме того, вознаграждение агенту полностью списывается в затраты компании, что уменьшает базу налогообложения. Договор Вы заключаете через ООО, деньги получаете на расчётный счёт, а вознаграждение выплачиваете на основании акта и отчёта.

При этом агент может заниматься чем угодно, от снабжения и закупок до поиска персонала и привлечения инвесторов. Эта схема великолепно работает в торговле.

Обратите внимание! Не связывайте деятельность агента трудовым договором — она должна преследовать исключительно деловые цели. Подчёркиваем, что периодически агент обязан передавать отчёты и акты, чтобы получать вознаграждение за оказанные услуги.

Мы рекомендуем обратиться за экспертизой бизнеса, чтобы сделать всё корректно и избежать повышенного внимания со стороны налоговой инспекции. Что сделает эксперт? Он осуществит финансовый анализ Вашего бизнеса и отыщет самую оптимальную и безопасную схему экономии средств, рассчитает выгоды, распишет план работ и даст рекомендации индивидуально для Вашего предприятия.

Способ #2, более сложный, но и более безопасный. Что будет, если вывести из основной компании на агента персонал, занятый непрофильной деятельностью, потом заключить, основываясь на выведенном персонале, договоры — к примеру, на маркетинговые услуги, распространение продукции, поиск персонала и т. д.?

В чём плюсы такой схемы? Как и у предыдущей, у данной схемы нет случаев отрицательной судебной практики. Это абсолютно легально, безопасно и сотни раз проверено.

Преимущества:

  • с помощью этой схемы из организации можно вывести от 60 млн рублей, а затем ввести их обратно без уплаты налогов;
  • экономится налог на прибыль за счёт реализации продукции агентом от лица принципала — минимум 14%. НДС агента передаётся принципалу;
  • это не влияет на ограничение на оборот УСН индивидуального предпринимателя, потому что реализация возникает у принципала;
  • становится проще выплачивать зарплату «в конвертах» персоналу, который переведён под ИП, — количество наличности ведь не ограничено;
  • во время выплаты агентом страховых взносов налог уменьшается вдвое по УСН 6%;
  • дополнительная экономия возникает благодаря совмещению ЕНВД и УСН 6%. То есть, допустим, у нашего агента есть сеть магазинов на ЕНВД, причём в пользу принципала он реализовал продукции на 600 млн рублей. Предположим, что с НДС и без НДС он реализовал потребителям на 200 млн рублей, а на 600 млн продал в розницу по ЕНВД. Вознаграждение агента составило 50 млн рублей — и именно это вознаграждение делится на упрощенку и ЕНВД в зависимости от долей реализации. 34 млн агент получил по ЕНВД, с которого вообще не нужно платить налога, а УСН 6% мы можем уменьшить вдвое;
  • принципал оказывается абсолютно защищённым от 3-х лиц;
  • ничего доказывать «налоговикам» не придётся, в отличие от ситуации, когда агент действует за счёт и от имени принципала;
  • в рамках экспертизы бизнеса можно сделать даже наценку около 80%;
  • передать агенту вознаграждение можно путём перевода суммы принципалу и возврату её по акту вознаграждения, либо сразу по акту и отчёту;
  • агент не ведёт книги продаж и покупок, только журналы принятых и выставленных счетов-фактур;
  • все вознаграждения агенту ставятся в расход по налогу на прибыль.

Есть ли у этой схемы минусы, спросите Вы. Есть, один: сложный документооборот. Однако на сэкономленные деньги Вы вполне можете нанять бухгалтеров с опытом соответствующих работ, которые будут вести документацию грамотно.

Мы предлагаем Вам воспользоваться экспертизой бизнеса от нашей компании или нанять квалифицированных бухгалтеров. Наша компания поможет сделать так, чтобы Вы совершенно законно экономили средства своей компании без страха быть уличёнными в незаконной деятельности налоговой инспекцией.