Главная - Статьи

Как вести себя при проверках

Крайне важно знать, каков алгоритм проведения проверок, как должны себя вести проверяющие, поскольку существует ряд нарушений со стороны проверяющих, при наличии которых результаты проверки могут и должны! быть признаны недействительными.

Настоящий семинар поможет ответить на вопрос: «Как вести себя при проверках?», раскроет алгоритм проверки, поможет сориентироваться в спорных ситуациях, отстоять законные права и интересы представителям бизнеса.

Положения Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ определяют общие требования к организации контроля (надзора) и распространяются на большинство контролирующих органов, однако из сферы действия этого закона исключены некоторые виды контроля.

Проверки

Попадающие под действие закона:

1) государственный пожарный надзор;

2) санитарно-эпидемиологический надзор;

3) проверки органами государственного метрологического контроля (надзора);

4) ветеринарный контроль (надзор);

и некоторые прочие государственные и муниципальные проверки.

Не попадающие под действие закона:

1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

2) государственный контроль за экономической концентрацией;

3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) таможенный контроль;

7) государственный портовый контроль;

8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

9) контроль на финансовых рынках;

10) банковский надзор;

11) страховой надзор;

12) надзор в национальной платежной системе;

13) государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;

13.1) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;

14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

17) контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

Законом установлены особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

2) лицензионный контроль;

3) экспортный контроль;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6) федеральный государственный надзор в области связи;

7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

8) государственный надзор в сфере рекламы;

9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);

10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17) федеральный государственный пожарный надзор;

18) государственный строительный надзор;

19) государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;

20) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

21) государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

22) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

23) федеральный государственный надзор за проведением лотерей;

24) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

26) региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль;

27) государственный контроль (надзор) в сфере образования;

28) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

29) федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц.

Примерный перечень проверяющих государственных органов:

1) ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам): если организационно-правовая форма — закрытое акционерное общество (у ЗАО есть обязанность ежегодной сдачи в данный орган отчетов, на основании которых проходят камеральные проверки правильности ведения реестров акционеров);

2) Роспотребнадзор: периодическая проверка смывов, замеров воды, воздуха; проверка контингентов на прохождение медицинских осмотров; по жалобе потребителя и планово;

3) органы соцзащиты: защищают права инвалидов, проверяют наличие кнопок вызова, пандусы, дверные проемы и пр.;

4) Министерство здравоохранения региональное: (аптеки и мед.центры) проверяет соблюдение лицензионных требований;

5) Роскомнадзор: проверяет защиту персональных данных;

6) Пробирная палата Минфина РФ: если стоматология занимается золотом, делает снимки на фотопленках, то Палата проверяет учет серебра в смывах на аффинаж и сдачу этого аффинажа в специализированные организации, а также учет и отчетность по золоту;

7) Госинспекция труда: проверяют как правовые инспекторы (документы), так и инспекторы по охране труда (безопасность условий труда);

8) ФСС и ПФР: совместные проверки отчислений взносов и выплат пособий;

9) Прокуратура: по любому поводу и без предупреждения;

10) Госнаркоконтроль: контроль расходования препаратов (для аптек и мед.учреждений);

11) Пожарная служба МЧС РФ: соблюдение правил пожарной безопасности;

12) Ростехнадзор (экологи): проверяет утилизацию люминесцентных ламп и пр.

В этой связи вряд ли можно говорить о том, что государство идет навстречу бизнесу. Только для того, чтобы разобраться в требованиях, которые предъявляет каждый орган, нужен целый штат юристов (ни в одном из органов ни на каком стенде вы не найдете список позиций, подлежащих контролю при проверке, т.е. того, что у вас должно быть). Более того, юрист ничего не соображает в IT (для РКН), в требованиях к зданиям и сооружениям (пожарники), в наркотиках (ГНК), в охране труда и еще в массе вопросов, т.е. в штате клиники нужны все эти специалисты. Возникает вопрос: какова же должна быть стоимость услуг, чтобы содержать всех этих специалистов и чтобы при этом получать прибыль и не распугать клиентов?

Согласно Закону 294-ФЗ проверки подчинены следующим правилам:

Наиболее часто встречающиеся вопросы:

Вопрос 1:

Может ли служить основанием для проверки анонимная жалоба?

Ответ: Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 26.012.2008г. № 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Вопрос 2:

Предусмотрено ли предварительное уведомление о начале плановой проверки?

Ответ: Контролирующие органы обязаны уведомить предприятие не позднее, чем за три рабочих дня до начала проверки о ее проведении, путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, или иным доступным способом. Неуведомление о проверке является грубым нарушением со стороны проверяющих и является основанием для обжалования решения, вынесенного по результатам проверки.

Справочно: О назначении плановой проверки можно узнать заранее — ежегодные планы проведения плановых проверок должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц посредством размещения в сети Интернет или иным доступным способом. Предприниматели, зарегистрированные на территории Ростовской области, могут ознакомиться с графиком плановых проверок на сайтах: www.mbdon.ruwww.prokuror.rostov.ru.

Вопрос 3:

С какого момента исчислять период проведения плановых проверок?

Ответ: Плановая проверка не может проводиться, если не прошло 3 года с момента:

· Регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

· Окончания последней плановой проверки;

· Уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Исключение из этого правила составляют предприятия, осуществляющие деятельность в таких сферах как здравоохранение, сфера электроэнергетики, сфера энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Плановые проверки таких субъектов могут осуществляться два и более раз в три года.

Вопрос 4:

Как долго может длиться плановая проверка?

Ответ: Для малого предприятия общий срок проведения плановых выездных проверок — не более 50 часов в год, для микропредприятий — не более 15 часов в год. В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контролирующего органа, но не более, чем на 20 рабочих дней в отношении малых предприятий, и более, чем на 15 часов.

Вопрос 5:

Как фиксируется срок проведения выездной плановой проверки?

Ответ: Фиксировать продолжительность проверок и другие важные процедурные моменты необходимо в журнале учета проверок.

Вопрос 6:

Должны ли субъекты малого бизнеса быть уведомлены о начале внеплановой выездной проверки?

Ответ: Нет, за исключением проведения внеплановой проверки по результатам исполнения ранее выданного предписания. В этом случае проверяемое лицо уведомляется не позднее, чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

Вопрос 7:

Каким образом назначается внеплановая проверка?

Ответ: Внеплановая проверка назначается органами государственного контроля при наличии одного из вышеперечисленных оснований и проводится только после согласования с прокуратурой, кроме случаев, когда основаниями для внеплановой проверки является истечение срока предписания, нарушение прав потребителя или приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля.

Вопрос 8:

Существует ли ограничение по срокам проведения внеплановой проверки?

Ответ: При любых внеплановых проверках действует общее ограничение срока проведения в 20 рабочих дней для каждой из проверок. Продление внеплановых проверок не допускается!

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной или выездной проверки.

Предметом исследования являются содержащиеся в документах сведения, состояние используемых при осуществлении деятельности территории, зданий, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые товары (выполняемая работа, услуга) и принимаемые мера по исполнению обязательных требований

Предметом исследования являются сведения, содержащиеся в документах субъектов предпринимательской деятельности

Вопрос 9:

Какие документы контролирующий орган вправе затребовать у проверяемых предприятий?

Ответ: Только те документы, которые относятся к предмету проверки.

Вопрос 10:

Каким образом должны быть оформлены документы, предоставляемые в контролирующий орган по мотивированному запросу?

Ответ: Копии документов должны быть заверены подписью и, при наличии, печать проверяемого лица. Требование о нотариальном заверении либо оригиналах документов не допускается.

Вопрос 11:

В течение какого срока должны быть предоставлены документы в контролирующий орган по мотивированному запросу?

Ответ: В течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Если в ходе проверки будут выявлены ошибки и (или) противоречия, то контролирующий орган направляет требование о предоставлении в течение 10 рабочих дней соответствующих пояснений.

Порядок проведения проверки

Вопрос 12:

С чего должна начинаться проверка?

Ответ: Проверка должна начинаться с предъявления служебного удостоверения должностного лица, осуществляющего проверку, и распоряжения или приказа на проверку (в случае необходимости, согласования органов прокуратуры).

Вопрос 13:

На что нужно обратить внимание при появлении на пороге предприятия проверяющего?

Ответ: 1) Лицо, предъявляющее служебное удостоверение, должно быть указано в распоряжении или приказе на проверку.

2) Заверенная копия распоряжения или приказа должна быть вручена проверяемому под роспись.

3) Выездные проверки, как плановые, так и внеплановые, могут проводиться только в присутствии руководителя или иного уполномоченного представителя организации, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.

Исключение составляет проверка, основанием которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайной ситуации или непосредственное причинение соответствующего вреда, в том числе природного и техногенного характера.

Процедура проведения проверки и порядок ее обжалования


Вопрос 14:

Является ли законным наложение штрафных санкций за отсутствие сертификатов качества, если предметом проверки было соблюдение контрольно-кассовой дисциплины?

Ответ: Такие действия являются незаконными, так как проверка должна ограничиваться только тем, что указано в предмете проверки. Требования, лежащие за рамками предмета проверки, указанного в распоряжении, незаконны.

Вопрос 15:

Какие сведения должны содержаться в распоряжении или приказе на проведение проверки?

Ответ: В распоряжении или приказе на проведение проверки должны содержаться следующие сведения:

1. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2. фамилия, имя , отчество, должность должностного лица или лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5. правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7. перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора) , осуществлению муниципального контроля;

8. перечень документов, предоставление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9. дата начала и окончания проведения проверки.

Вопрос 16:

Считается ли законным распоряжение или приказ, в котором значится подлежащим проверке торговые точки, расположенные на конкретной улице (например, проверке подлежат все торговые точки, расположенные на ул.Б.Садовая)?

Ответ: Нет. Случаи, когда распоряжение не носит индивидуально-адресного характера, являются незаконными.

Вопрос 17:

Могут ли контролирующие органы привлекать к проверке третьих лиц?

Ответ: Контролирующие органы вправе привлекать к проведению проверки исключительно экспертов (экспертные организации), прошедших в установленном порядке аккредитацию.

Вопрос 18:

Установлена ли административная ответственность контролирующего органа за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)?

Ответ: Правонарушение, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствия согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, привлечение к проведению мероприятия по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3х до 5 тысяч рублей.

Нарушение, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредоставлении акта о проведенной проверке, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до одного года.

Практические советы по составлению жалобы на действия

чиновника во время проверки

1. По объему информации жалоба должна быть не более 1 — 2 страниц машинописного текста (больше никто читать не будет, чиновники загружены писаниной и даже самые ответственные и сознательные не имеют временных ресурсов читать по 10 — 15 страниц рассуждений).

2. Никаких эмоций («воды») по поводу «несправедливости», «безобразного поведения» и т.д.

3. Мысли излагать по схеме: довод — ссылка на закон — судебная практика.

4. Оставьте свои координаты для связи (телефон, адрес электронной почты, почтовые координаты).

5. Если у вас есть документы, которые подтверждают вашу правоту, подготовьте их копии и приложите к жалобе с обязательной описью в конце жалобы. Никогда не отдавайте оригиналы этих документов.

6. Жалобу составьте в двух экземплярах. Рекомендую отнести жалобу собственноручно в канцелярию, чтобы на вашем экземпляре поставили штамп с входящим номером и датой как подтверждение факта подачи жалобы и ее сроков.

7. Если вы решили отправить жалобу по почте, то сделайте это заказным письмом с уведомлением. Уведомление сохраните. Сохраняйте любые конверты от корреспонденции — на них стоят почтовые штампы доставки с указанием дат: по ним можно отследить, когда вам должны прислать ответ на жалобу либо отреагировать каким-либо иным образом.

8. Можно избежать наименования «Жалоба», использовать «Заявление-уведомление» или придумать что-то другое, отражающее ваше намерение донести информацию, заявить о чем-то, предупредить.

9. Жаловаться нужно только на действия конкретных должностных лиц, ни в коем случае не обвиняя систему в целом (государственный орган в целом, отдел в целом — везде и всегда есть плохие и хорошие люди). В противном случае система объединится против вас.

10. Имеет смысл сначала прийти с жалобой к самому должностному лицу, на которого вы пишете жалобу, — пусть прочитает при вас. Нужная вам реакция может последовать очень быстро. Вы в этом случае не идете сразу в прокуратуру, в Отдел собственной безопасности, к вышестоящему начальнику — вы честно предупреждаете о своем намерении.

Налоговый контроль

Глава 14.5 Налогового кодекса РФ предусматривает такую форму налогового контроля, как проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В данном разделе рассмотрим только камеральные и выездные проверки.

Камеральная налоговая проверка — это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).

Цель ее — определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Камеральная проверка начинается после того, как вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета).

Вопрос: ВОЗМОЖНА ЛИ ПОВТОРНАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?

На практике встречаются ситуации, когда налоговый орган проводит две камеральные проверки по одной и той же декларации (расчету). И, вероятнее всего, он составит и вручит налогоплательщику два разных акта по результатам каждой из них. Нередко второй акт содержит информацию о более существенных нарушениях налогового законодательства по сравнению с первым.

Тот факт, что инспекция проверила представленную вами отчетность дважды, может выступить основанием для отмены решения, вынесенного по итогам второй камеральной проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-10597/2009). Обосновывается это тем, что ст. 88 НК РФ не предусмотрено право неоднократно проводить камеральные налоговые проверки одной и той же декларации (расчета).

Уже проверенная отчетность не может подвергаться повторной камеральной проверке, даже если проводить ее будет другой налоговый орган. Отметим также, что проверить ее дважды нельзя и в том случае, когда об этом просит сам налогоплательщик.

Выездная налоговая проверка

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ КОМПАНИИ,

ЕСЛИ ИНСПЕКТОРЫ НАРУШАЮТ ПРОЦЕДУРУ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Когда организация вправе

не показывать документы проверяющим

Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых налоговым органом документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые налоговым органом документы компания представляет в налоговый орган в виде заверенных копий. Копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Как действовать, если налоговики истребуют у компании документы, которых у нее нет в наличии. Причиной такого отсутствия могут быть разные ситуации — порча документов по причине пожара или затопления, утрата или хищение бумаг, их изъятие другими государственными органами (например, полицией) и т.п. Практика показывает, что налоговики не всегда входят в положение компании и продолжают требовать документы. Однако суды, как правило, встают на сторону компании и отменяют решения инспекторов о привлечении к ответственности за непредставление документов. В частности, в одном из дел ФАС Московского округа установил следующее:

Если у компании отсутствуют документы по причине их изъятия государственными органами, то привлечение к ответственности за непредставление бумаг налоговому органу, по мнению большинства судов, также неправомерно.

Если же причиной отсутствия документов являются недобросовестные действия организации, которая занималась ведением учета и формированием отчетности проверяемой компании, то высока вероятность, что суд также признает это уважительной причиной и отменит решение налоговиков о привлечении к ответственности (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2010 N А45-9482/2010).

По мнению ФАС Центрального округа, факт хищения документов — достаточное основание для отмены штрафа за непредставление документов по требованию налогового органа (Постановление от 19.03.2012 N А23-1222/2011ДСП).

Кроме того, суды поддерживают компании в случае, если:

— документы утеряны в связи с переездом (Постановления ФАС Уральского округа от 29.02.2012 N Ф09-332/12 и Северо-Кавказского округа от 02.08.2010 N А32-7746/2010-58/156);

— организация уничтожила бумаги в связи с истечением срока их хранения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2008 N А42-6974/2006).

Практика показывает, что в последнее время налоговые органы все чаще запрашивают документы, которые налогоплательщик не составляет по причине того, что у него нет этой обязанности. Большинство судов признают такие действия контролеров неправомерными.

Причин несвоевременного представления документов может быть множество. Но какими бы они ни были, для компании безопаснее уведомить об этом налоговый орган. Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ если у налогоплательщика нет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней (20 дней — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо письменно уведомить налоговый орган о невозможности их представления. В таком уведомлении указываются причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, а также в сроки, в течение которых компания представит истребуемые документы.

Компания вправе представить истребуемые документы в электронном виде.

ФНС России признает, что зачастую для компании затруднительно представить все запрашиваемые контролерами документы. В связи с этим в настоящее время представление в налоговый орган всех первичных документов возможно в электронном виде. В частности, согласно п. 1 ст. 93 НК РФ требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При этом ФНС России в Приказе от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ утвердила Порядок направления требования о представлении документов и порядка представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Алгоритм действий налоговиков при направлении требования о представлении документов в электронном виде:

— формируют требование о представлении документов на бумажном носителе, подписывают и регистрируют в налоговом органе;

— не позднее следующего рабочего дня формируют требование о представлении документов в электронном виде, подписывают его ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляют в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи. При этом контролеры фиксируют дату его отправки налогоплательщику;

— в течение следующего рабочего дня после дня отправки требования налоговики получают подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика. При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления требования.

При получении от налогового органа требования о представлении документов в электронном виде и отсутствии оснований для отказа в приеме этого документа компания в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП и направляет в налоговый орган. Если же основания для отказа в приеме требования имеются, то организация формирует уведомление об отказе в приеме, также подписывает ЭЦП и направляет его в налоговый орган.

Практика показывает, что процедура истребования документов в рамках проведения выездной налоговой проверки часто приводит к спорам с контролерами. Для компании важно знать, как действовать, если проверяющие нарушают правила истребования документов.

Компания не обязана представлять налоговикам документы, которые она уже ранее им показывала. Согласно п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля проверяющие не вправе истребовать у компании документы, которые она им ранее уже представляла в рамках камеральных или выездных налоговых проверок. То есть налоговики не вправе повторно запрашивать у компании документы, если эти бумаги уже ранее представлялись в другую инспекцию.

Компания вправе представлять инспекторам только те документы, которые относятся к предмету и периоду выездной проверки. По общему правилу инспекторы вправе истребовать у организации только те документы, которые непосредственно связаны с исчислением и уплатой налогов за проверяемый период (п. 12 ст. 89 и п. 1 ст. 93 НК РФ).

Практика показывает, что зачастую налоговики требуют представить слишком большой объем документов. Причем иногда некоторые бумаги из запрашиваемого перечня вовсе не относятся к предмету и периоду выездной проверки.

Компания вправе не представлять налоговикам документы в случае, если выездная проверка приостановлена.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ налоговики вправе приостановить проведение выездной проверки. В частности, с целью:

— истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

— получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

— проведения экспертиз;

— перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При этом важно помнить, что во время такого приостановления инспекторы не вправе истребовать у проверяемой компании какие-либо документы, а имеющиеся у них подлинники контролеры возвращают.

Это правило закреплено в абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ.

Пять наиболее распространенных ситуаций,

когда налоговики нарушают процедуру

выемки документов и предметов

Ситуация 1. Налоговики пытаются изъять документы, не имея доказательств того, что бумаги могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, контролеры вправе изъять подлинники документов (п. 8 ст. 94 НК РФ).

На практике инспекторы зачастую формально трактуют такое правило и полагают, что только одних их&