Главная - Статьи

Непредставление пояснений по требованию налогового органа в ходе камеральной проверки

НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОЯСНЕНИЙ ПО ТРЕБОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ХОДЕ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

При проведении камеральной проверки представленной декларации налоговый инспектор может попросить вас представить пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик пояснения не дал (исправления не внес), налоговики могут включить его в план выездных проверок (п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков).

Подчеркнем, что согласно Общедоступным критериям оценки рисков ваше бездействие в такой ситуации будет основанием для включения в план выездных проверок только при наличии трех условий.

1. У налоговиков были основания требовать от вас пояснения.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ и п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков налоговые органы могут потребовать от вас пояснения, если они выявили любой из следующих фактов:

— ошибки в проверяемой отчетности;

— противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

— несоответствие представленных сведений данным, содержащимся в документах, имеющихся у инспекции, и полученным ею в ходе налогового контроля.

Примечание

С 1 января 2014 г. инспекция вправе требовать пояснений также в случаях, если налогоплательщик представил (абз. 2, 3 п. 3 ст. 88 НК РФ, пп. «а» п. 8 ст. 10, ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ):

— уточненную декларацию (расчет), в которой указана меньшая сумма налога к уплате, чем в ранее поданной налоговой отчетности;

— налоговую декларацию (расчет), в которой отражена сумма понесенного убытка.

На текущий момент положения п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков не приведены в соответствие с данными изменениями законодательства. Однако, по нашему мнению, не исключено, что налогоплательщик привлечет к себе внимание налогового органа, если в случае вызова в инспекцию он без объективных причин не представит пояснений, истребуемых на основании абз. 2, 3 п. 3 ст. 88 НК РФ.

Если такие обстоятельства отсутствуют, то требование налоговиков представить пояснения является необоснованным.

2. Налоговики направили вам уведомление о вызове налогоплательщика с требованием в течение пяти дней представить пояснения либо внести исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Форма такого уведомления приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Отметим, что она не предусматривает отражения в уведомлении каких-либо требований к налогоплательщику. Указывается только цель его вызова. В то же время п. 3 ст. 88 НК РФ не регламентирует, как именно должно быть оформлено требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Поэтому в какой бы форме у вас ни потребовали пояснений, лучше их представить.

3. Тот факт, что вы не представили пояснения (не внесли исправления), не объясняется объективными причинами.

В п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков не уточняется, какие это могут быть причины. Полагаем, что это может быть неполучение (несвоевременное получение) уведомления о вызове или болезнь (командировка) руководителя (главного бухгалтера).

Однако нельзя гарантировать, что налоговики признают такие обстоятельства объективными причинами.

В связи с этим, на наш взгляд, если вы не представили пояснения (не внесли исправления), это может привести к включению вас в план выездных проверок независимо от причины вашего поведения.

Примечание

Подробнее о порядке истребования налоговым органом пояснений по камеральной проверке вы можете узнать в гл. 2 «Порядок проведения камеральной проверки».

НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ

ЗАПРАШИВАЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ

В период проведения налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе истребовать документы, касающиеся деятельности налогоплательщика. Налоговый орган может запросить их у проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов и иных лиц, которые располагают данными документами (п. 1 ст. 93, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Примечание

Истребование документов у налогоплательщика в рамках камеральной проверки допускается в ряде случаев, перечень которых ограничен. Подробнее об этом вы можете узнать в гл. 4 «Истребование налоговыми органами документов у налогоплательщика при проведении камеральной проверки».

О том, какие документы могут истребоваться у контрагентов налогоплательщика и иных лиц, см. разд. 19.4 «Какие документы могут быть истребованы».

Кроме того, в п. 2 ст. 93.1 НК РФ предусмотрен случай, когда инспекции разрешается истребовать документы вне рамок налоговых проверок. Так, если вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, инспекция может запросить их у ее участников или иных лиц, которые располагают такими документами (информацией).

Примечание

Подробнее об истребовании документов (информации) относительно конкретной сделки вы можете узнать в разд. 19.14 «Особенности истребования документов (информации) о конкретной сделке вне рамок налоговых проверок».

Если вы не представите налоговому органу запрошенные документы, то вас могут привлечь к ответственности в виде штрафа по ст. 126 НК РФ. Кроме того, вас могут включить в план выездных проверок (п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков).

Примечание

Подробнее об ответственности за непредставление документов по требованию налогового органа вы можете узнать в разд. 4.9.1 «Ответственность за несвоевременное представление и отказ от представления документов» и разд. 19.12 «Налоговая ответственность за неисполнение и несвоевременное исполнение требования о представлении документов (информации)».

Стоит учитывать, что непредставление запрошенных документов по причине их утраты, порчи также может привести к включению вас в план выездных налоговых проверок. Данный вывод следует из абз. 1, 3 п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков.

НЕОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ДОКУМЕНТОВ,

А ТАКЖЕ ИХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ УТРАТЫ

Налогоплательщики должны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также иных документов, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если документы утеряны, испорчены, уничтожены, в том числе в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение и пр.), данные документы целесообразно восстановить. При наличии у инспекции информации о том, что вы не обеспечили их сохранность, а также восстановление в случае утраты в результате указанных обстоятельств, инспекция может включить вас в план выездных налоговых проверок (абз. 3 п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков). Кроме того, отсутствие документов может повлечь определение проверяющими подлежащих уплате в бюджет сумм налогов расчетным методом в порядке пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Примечание

Подробнее о порядке хранения, а также о восстановлении утраченных документов вы можете узнать в разд. 20.1 «Хранение, утрата и восстановление документов», разд. 20.1.1 «Срок хранения документов», разд. 20.1.2 «Утрата и восстановление документов».

ЧАСТАЯ СМЕНА МЕСТА НАХОЖДЕНИЯ

(МЕСТА НАЛОГОВОГО УЧЕТА)

Если налогоплательщик часто меняет место нахождения (со сменой налогового органа), то он может привлечь к себе внимание налоговиков.

Правда, в план выездных проверок рискует попасть только организация, которая с момента своего создания два раза и более меняла официальный адрес (подавала по этому поводу заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица <5>). При этом смена адреса происходила в процессе выездной проверки и влекла за собой переход в другую налоговую инспекцию. Такой вывод следует из абз. 2 п. 10 Общедоступных критериев оценки рисков.

--------------------------------

<5> Форма такого заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, который вступил в силу с 4 июля 2013 г. (п. 6 Приказа).

Таким образом, к налогоплательщикам — физическим лицам этот критерий не применяется вообще. Также не заинтересует налоговиков, если организация часто меняет официальный адрес, но не меняет при этом место налогового учета.

Например, организация «Альфа» в 2013 г. сменила адрес в учредительных документах в связи с прекращением арендных отношений. Данные изменения повлекли смену места постановки на налоговый учет.

В 2014 г. организация «Альфа» также внесла изменения в учредительные документы в части юридического адреса в связи с постройкой собственного офиса. Однако смены места налогового учета не произошло.

Поскольку смена адреса второй раз не была связана с переходом из инспекции в инспекцию, по критерию частой смены места нахождения организация налоговиков не заинтересует.

ОТКЛОНЕНИЕ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

ОТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО

Налоговики могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если уровень ее рентабельности (прибыльности) значительно ниже среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности (п. 11 Общедоступных критериев оценки рисков).

Необходимые для сравнения статистические данные по рентабельности приведены в Расчете рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности (Приложение N 4 к Приказу).

Данные приведены за 2006 — 2013 гг.

В соответствии с п. 6 Приказа налоговики должны обновлять их ежегодно и размещать на официальном интернет-сайте ФНС России (http://www.nalog.ru).

Отметим, что на практике налоговики не всегда успевают обновить данные о рентабельности. До момента их обновления должны использоваться данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены среднестатистические показатели уровня рентабельности (п. 2 Приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).